Разместить информацию

Каким быть товарному знаку?

Каким быть товарному знаку?


Товарные знаки прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Мы видим или слышим их, иногда не задумываясь над тем, что произнесенное слово или увиденное изображение является товарным знаком. Например, «Горизонт» - это товарный знак телевизора, «Микма» - электробритвы, «Остров изобилия» и «Сурский Гулливер» - товарные знаки пищевой продукции.

Требования, предъявляемые к товарным знакам, можно разделить на две основные группы: требования к охраноспособности и к эффективности.

Напомним, что охраноспособность – это юридическое свойство обозначения, определяемое совокупностью признаков, необходимых для его регистрации в качестве товарного знака. К таким требованиям в первую очередь относится наличие у заявленного обозначения различительной способности или различительных признаков.

Для выполнения основной функции – индивидуализации продукции различительной способности недостаточно. Необходимо, чтобы товарный знак еще обладал оригинальностью, имел свой особый характер.

В соответствии с Законом «О товарных знаках» не регистрируются такие обозначения товарных знаков, как не обладающих различительными признаками, во-первых, буквенные и цифровые обозначения, в частности, отдельные буквы, их сочетания, не имеющие словесного характера.

Вместе с тем, некоторые буквы, буквенные сочетания, аббревиатуры могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в том случае, если они обладают различительными признаками. Например, если композиция букв образует монограмму, изображение букв дано в какой-то графической манере.

Ко второй группе обозначений, не подлежащих регистрации, относятся простые геометрические фигуры и простые композиции этих фигур, а также обозначения, состоящие из простых фигур и букв. Но если заявленное обозначение представляет собой оригинальную композицию геометрических фигур и в целом обладает различительной способностью, то его можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

В-третьих, не регистрируются общепринятые наименования или простые изображения товаров. Общепринятыми наименованиями товаров и услуг пользуются многие предприятия, и исключительное право пользования такими наименованиями, естественно, не может быть предоставлено какому-нибудь одному из них. Здесь имеются в виду обычные родовые или видовые наименования самих товаров и услуг, ставшие символами, необходимыми обозначениями самого объекта, неотделимыми от него. Вследствии этого они не могут служить средством индивидуализации товара.

Не обладают различительной способностью и не регистрируются в качестве товарных знаков и слишком сложные обозначения. Например, рисунки иллюстративного характера, изображения, перегруженные большим количеством элементов.

Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, носящие описательный характер. Например, указывающие на время, место или способ производства товаров, на вид, качество, свойство, назначение, состав, материал и ценность товаров.

В том случае, если описательные обозначения входят как составная часть в сложные товарные знаки, например, в комбинированные или в этикетки, они не должны занимать в них доминирующее положение, т.е. они должны иметь относительно меньшие размеры и занимать в этикетке периферийную позицию. При регистрации товарного знака такие обозначения исключаются из охраны. Исключение из охраны элемента товарного знака оформляется в виде специальной записи – дискламации.

Иногда на регистрацию в качестве товарных знаков заявляются словесные обозначения, являющиеся географическими наименованиями. В том случае, когда географическое наименование может быть воспринято как указание на место нахождения изготовителя товара, оно не подлежит регистрации. Если географическое наименование по своему характеру не вызывает ассоциации с местом нахождения изготовителя товара, то они могут быть зарегистрированы. Это в основном относится к названиям гор, рек, озер, которые, как правило, не могут указывать на место производства товаров. Желательно в качестве товарных знаков выбирать малоизвестные географические наименования, так как они воспринимаются как оригинальные словесные обозначения, например, «Свитязь», «Тамула», «Агидель».

Широко известные географические наименования, такие как «Волга», «Амур», не приемлемы в качестве товарных знаков, так как регистрация таких наименований, закрепляющая за каким-то предприятием исключительное право на их использование, наносит ущерб другим многочисленным предприятиям, находящимся в том же районе.

При оценке обозначения, заявленного к регистрации в качестве товарного знака, учитывается наличие не только различительных признаков, но и новизны, т.е. отсутствие тождественных и сходных товарных знаков для однородных товаров.

Как отмечалось выше, кроме охраноспособности, к товарным знакам предъявляется требование эффективности. Важнейшим условием эффективности знака является его легкая запоминаемость, лаконичность, оригинальность решения и рекламоспособность.

В мировой практике, в том числе отечественной, наблюдается явная тенденция к значительному росту числа словесных товарных знаков, которые, как правило, имеют большую различительную способность, лучше запоминаются и воспринимаются, чем изображения. Словесных знак дает большие возможности для проявления его связи с фирменными наименованиями предприятия, для создания серии товарных знаков одного и того же предприятия.

Словесные товарные знаки часто выступают в качестве наименований различных видов товаров. Таким образом, одной из главных задач в области товарных знаков является создание новых, охраноспособных, преимущественно словесных товарных знаков.

Какие рекомендации может подсказать существующая практика?

Следует отказаться от «избитых» тем и использования постоянно повторяющихся элементов, превратившихся в общепринятые свободные символы, связанные с определенной деятельностью (например, для предприятий пищевой промышленности – от изображения всевозможных плодов, шишек и веточек хмеля; для предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности – от изображения ели, разреза дерева и текстуры древесины и т.п.).

В изобразительных товарных знаках надо стремиться к лаконичной и предельной ясности художественного решения. Изображение должно быть свободно узнаваемо и в то же время, не повторять реально существующие предметы, а представлять собой его художественный образ.

В товарных знаках как изобразительный, так и словесных возможен только намек на специфику предприятия и на характер выпускаемой им продукции. Эта связь не должна быть слишком непосредственной и прямолинейной. Прямые указания на какие-либо признаки или свойства товаров делают заявленные обозначения описательными и, следовательно, слабыми с точки зрения их охраны или совсем неохраноспособными. Приведем несколько товарных знаков, имеющих косвенные указания на свойства товаров: «Минутка» - для кастрюль-скороварок; «Волна» - для лодок; «Тоника» - для музыкальных инструментов.

Как известно, в мировой практике товарных знаков широко используются такие обозначения, которые прямо ил косвенно указывают на место производства товара или место нахождения соответствующего производителя. Особенно часто встречаются изображения различных архитектурных сооружений, отдельных памятников или их частей, выполняющих роль символов тех городов, где эти памятники находятся. Подобную тенденцию можно наблюдать в образной структуре товарных знаков производителей Ленинградской области, в которой находят свое выражение самые разнообразные архитектурные мотивы. Среди словесных знаков – слова и словосочетания, образованные от слов «Балтика», «Нева».

Пензенские производители продукции и услуг пока довольно редко используют местные мотивы в изобразительных знаках, можно лишь отметить использование символов города Пензы – памятника Первопоселенцу наших мест, обелиска Славы (монумента «Росток»). Среди словесных товарных знаков зарегистрировано несколько словосочетаний со словами «Сурский», «Сурские» для различных видов пищевой продукции.

 

Статья руководителя отдела патентных услуг компании LexLion Курбатова А.В. (информационный вестник Пензенский ЦНТИ)

Автор статьи:

LexLion, патентно-юридическое бюро

Патентные услуги, Регистрация / ликвидация предприятий

+7-8412-295327
440000 Россия Пенза Кулакова, 1
10 - 18 мск
lexlionpnz
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке